Версия для слабовидящих >>>>> |
Проект «Русский уклад»
МБОУ « Заветненская СШ им. Крымских партизан»
Руководитель проекта: учитель начальных классов, специалист 1 категории Анищенкова Елена Филимоновна.
Цель проекта «Русский уклад»: формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;
2. Создать необходимые условия по приобщению школьников к русской народной культуре через фольклор;
3. Определить эффективность использования фольклорных жанров для приобщения к русской народной культуре в процессе специально организованной деятельности детей;
4. Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.;
5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями, традициями;
6. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Объект исследования: патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования: процесс приобщения школьников к русской народной культуре через фольклор.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над проектом 3 года, осуществляется в 3 этапа.
Подготовительный (сентябрь –октябрь )
Изучение и подбор литературы, составление конспектов; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами
Практический (ноябрь –апрель.)
I этап:
Межпредметные направления |
|
Окружающий мир |
Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (Цель: формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа) |
Литературное чтение |
«Деревенские посиделки» (Цель: знакомить детей с досугом крестьян, малыми фольклорными жанрами). Театрализованное представление |
«Пришла коляда – отворяй ворота!» (цель: формирование представления о рождественских праздниках и колядовании; разучивание колядки). Участие в рождественских колядках. |
|
«Праздник славянской азбуки» (цель:познакомить с историей возникновения славянской письменности) |
|
Музыка |
«Русские народные инструменты» (цель: знакомство учащихся с русским народным музыкальным инструментом) |
«Ложкари» (Цель: обучить игре на деревянных ложках) |
|
Творчество |
«Весна, весна, поди сюда!» (цель: знакомство с традиционными обычаями встречи весны). Театрализованное представление |
История |
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается» (цель: воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине) |
Защита проекта |
Презентация. Обсуждение «За круглым столом». |
Оценка результатов |
Выводы для дальнейшей проектной деятельности. |
II этап:
Окружающий мир |
«Во саду ли в огороде» (цель: закреплять представления о сезонной работе; разучивать пословицы о труде). |
|
«Одежда русских крестьян» (цель: познакомить детей с одеждой русских крестьян, с техникой вышивания крестиком). Изготовление копий русской национальной одежды. |
|
«Осень – сноп последний косим» (цель: закрепление представлений об особенностях и приметах первого осеннего месяца). Праздник последнего снопа. |
Технология |
«Народная игрушка» (цель: закреплять представления о народном искусстве). Изготовление глиняных игрушек, свистулек. |
Музыка |
Разучивание русских народных песен (Цель: развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствовать накоплению фольклорного багажа). |
Физическая культура |
Народные подвижные игры (Цель: обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности) |
Литературное чтение |
«Ой ты, Масленица» (цель: обогащать знания о приметах Масленой недели). |
Защита проекта |
Праздник «Играй, гармонь» |
Оценка результатов |
Выводы для дальнейшей проектной деятельности. |
III этап:
Окружающий мир
|
Хлеб всему голова!» (цель: знакомство со старинным орудием труда – серпом; пословицы и поговорки о хлебе) |
«Покров день» (цель: обогащать знания о народных приметах, фольклоре, изготовить кормушки для птиц). |
|
Литературное чтение |
Былины (Цель: знакомить с былинным творчеством русского народа)
|
Изобразительное искусство |
Золотая хохлома (Цель: знакомить ребенка с народным искусством) |
Технология |
Книжка-передвижка «По страницам народных сказок» (Цель: создать иллюстрированную книжку-передвижку по мотивам русских народных сказок») |
Литературное чтение |
«Весна, весна, поди сюда!» (цель: знакомство с традиционными обычаями встречи весны, закличками, веснянками.) |
Творчество |
«Дорого яичко в пасхальный день» (цель: познакомить с праздником Пасхи; росписью пасхальных яиц) |
Защита проекта |
Выставка «Народные умельцы» |
Оценка результатов |
Конференция |
Завершающий
Обобщение и презентация проекта: видеофильм о проекте.
Форма представления: Модели и макеты;
сценарии и постановки;
видеофильм о проекте.