Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

...

 

 

Что такое ВИЧ ?

 

 

 

(смотреть презентацию)

 _____________________________________________________________________________

 

Положение об организации горячего питания обучающихся

Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях

 

      График питания обучающихся в столовой на 2017 - 2018 учебный год

 

Понедельник - пятница

Классы

Время

1 смена

ЗАВТРАК

1а, 1б, 2, 3а, 3б

09.40.-10.00.

4а, 4б

10.45.-11.05.

ОБЕД

Дети льготной категории

(9класс)

11.50.-12.00.

Обучающиеся 5-11 классов

11.50.-12.00.

Работники школы

12.00.-13.00.

 

Личная гигиена школьника

Личная гигиена школьника - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранение и укрепление здоровья человека.

Личная гигиена подразумевает режим дня, регулярные приемы полноценной пищи, правильное чередование умственного и физического труда, гигиенические требования содержания в чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Правильный образ жизни человека связан с постоянным использованием элементов личной гигиены. Это помогает рационально организовать жизнь и сохранить здоровье. Первоочередным является соблюдение частоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы от 3,5 до 7 литров пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушается ее защитные свойства, теплоотдача, потоотделение, появляются прыщи и неприятный запах, вследствие того, что создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков.

Необходимо тщательно умываться и принимать душ утром и вечером. Причем умываться лучше проточной водой. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение.

Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливаются под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находятся на коже рук) кроме того, там могут оказаться и яйца гельминтов, поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Руки необходимо мыть с мылом несколько раз в день - после работы и туалета, перед едой. Ноги следует мыть перед сном.

Важное место в личной гигиене занимает соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков, чулок.

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, чередовали учебные занятия с отдыхом. Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, но и недостаточно развиваются другие системы организма, прежде всего нервная и сердечно - сосудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Занятия физкультурой и спортом - необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Регулярное занятие физической культуры и спортом повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятными влияниям окружающей среды, инфекциям.

 

Грипп и его профилактика

Грипп – острое инфекционное заболевание, протекающее с высокой лихорадкой в течение 3-5 дней, существенным ухудшением самочувствия, сопровождающимся выраженными явлениями интоксикации (головная боль, миалгии). Грипп часто осложняется пневмонией, может вызывать поражения ЦНС, сердечно-сосудистой системы, органов слуха и др.

В «гриппозные» сезоны повышается показатель смертности населения («избыточная смертность»), особенно в группах риска: лица старше 65 лет, лица с хроническими заболеваниями, дети раннего возраста. Основная причина «избыточной смертности» - поражение органов дыхания (пневмонии); заметную роль играет смертность, связанная с обострением хронических заболеваний под влиянием гриппозной инфекции. В развитых странах ежегодно от последствий гриппа, его осложнений погибает 30-40 тысяч человек.

Заболевание гриппом чревато серьезными последствиями для детей и взрослых, страдающих хроническими заболеваниями; эта опасность связана со способностью гриппозного вируса подавлять иммунные реакции организма и тем самым усугублять тяжесть указанных болезней. К сожалению, именно эти состояния ошибочно рассматриваются как противопоказания к проведению вакцинации против гриппа, хотя трудно найти хроническое заболевание, на течение которого не оказал бы неблагоприятного влияния грипп.

Велико и социально-экономическое значение гриппа и острых респираторных инфекций. Огромны расходы на лечение - как самой инфекции, так и в большей степени осложнений и связанных с ней обострений хронических болезней. Не меньшие потери общество несет в связи с неработоспособностью - заболеваниями самих взрослых, а также вынужденным их отсутствием на работе в связи с заболеваниями детей.

Грипп и острые респираторные инфекции поражает все группы населения, однако наиболее ему подвержены дети. Особенно восприимчивы к гриппу дети, начиная со второго полугодия жизни, еще не вступавшие в контакт с гриппозными вирусами (в течение первого полугодия жизни они в значительной степени защищены материнскими антителами). Большая восприимчивость сохраняется на протяжении раннего и дошкольного возраста, даже у болевших гриппом детей, поскольку они еще не успевают выработать иммунитет к достаточному числу вариантов циркулирующих типов вирусов. Так, в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными инфекциями доля детского населения достигает до 70%, при этом самые высокие показатели заболеваемости регистрировались в возрастной группе 0-4 года.

Особое значение в эпидемиологии гриппа играет школьный возраст: в силу высокой восприимчивости к гриппу, многочисленности и тесноты контактов в школе среди школьников наблюдается быстрое и массовое распространение заболевания, они обычно и являются источником распространения инфекции среди остального населения.

Еще одну особо восприимчивую к гриппу группу составляют пожилые люди, что объясняется возрастным ослаблением специфического иммунитета; особенно тяжелые вспышки имеют место в домах престарелых.

Высокая заболеваемость гриппом наблюдается в группах здоровых взрослых, имеющих по роду своей деятельности широкий круг контактов (медицинские работники, работники транспорта, торговли, бытового обслуживания, педагоги); эти категории играют также значительную роль и в распространении гриппа.

Вакцинацию против гриппа проводят осенью, с тем, чтобы к началу эпидсезона у привитого человека мог выработаться иммунитет. Взрослым рекомендуется введение одной дозы вакцины, что создает защитный уровень специфических антител. Детям (в возрасте 6-9 лет — в зависимости от типа вакцины), ранее не вакцинированным и не болевшим гриппом, в первый год вакцинации рекомендуется введение двух детских доз с интервалом в 4 недели. В течение 2-3 недель после вакцинации сформируется защитный уровень антител против вирусов гриппа, который обеспечивает защиту от заболевания гриппом в течение 6-12 месяцев.

Вакцинация против гриппа рекомендуется не только для детей, пожилых и лиц групп риска, но и для всего населения — как метод индивидуальной защиты от заболевания. Более того, показано, что при высоком охвате прививками значительно снижается число дней нетрудоспособности, связанное со снижением заболеваемости как гриппом, так и другими острыми респираторными инфекциями. Гриппозные вакцины содержат РНК гриппозного вируса и являются интерфероногенами, что способствует предотвращению заболеваний, связанных с заражением другим респираторным вирусом. Другой защитный механизм — поликлональная активация иммунной системы, активация иммунологической памяти в отношении других возбудителей, с которыми организм больного встречался ранее.

 

 

Горячее питание школьников

На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших – питание.

Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе.

Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие. В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия. 

Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.

Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет.

Помните, что урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.

Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний.

 

Организация обслуживания обучающихся горячим питанием

 Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.

Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Не допускается привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

 

Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности

  При составлении примерного меню следует обеспечивать поступление с рационами питания витаминов и минеральных солей в количествах, регламентированных санитарными правилами.

  Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающие в себя витамины и минеральные соли.

  Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами могут быть использованы в меню специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд специальными витаминно-минеральными премиксами.

  В эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах, необходимо использовать в питании обогащенные пищевые продукты и продовольственное сырье промышленного выпуска.

  Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом).

Подогрев витаминизированной пищи не допускается.

Витаминизация третьих блюд осуществляется в соответствии с указаниями по применению премиксов.

Инстантные витаминные напитки готовят в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей.

   При организации дополнительного обогащения рациона микронутриентами необходим строгий учет суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами, которое должно соответствовать требованиям, содержащимся всанитарных правилах.

  Замена витаминизации блюд выдачей поливитаминных препаратов в виде драже, таблетки, пастилки и других форм не допускается.

   О проводимых в учреждении мероприятиях по профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности администрация образовательного учреждения должна информировать родителей обучающихся.