Версия для слабовидящих >>>>> |
Особенности внеурочной деятельности по физическому воспитанию
Важным моментом в организации внеурочной деятельности является системный подход, который предполагает вовлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие соревновательной деятельности учащихся и выявление сильнейших команд и участников, а также способствовать социализации и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2015 года № ВК-457/09 «О методических рекомендациях» по исполнению Поручения Правительства РФ от10 декабря 2014 г.).
Одной из форм работы, позволяющей комплексно реализовывать в образовательной организации все эти направления работы, может стать школьный спортивный клуб (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.09.2013г.№1065 «Об утверждении порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»).
ФГОС общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной направленности. Система общешкольных спортивно-массовых мероприятий должна быть разнообразной и соответствовать запросам общества, учитывать интересы детей, возможности и традиции общеобразовательной организации. В планах спортивно-массовых мероприятий необходимо отражать социально-значимые спортивные соревнования и мероприятия (»Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания»). В 2016-2017 учебном году с целью пропаганды ВФСК ГТО рекомендуется проводить фестивали ГТО, дни ГТО, недели ГТО и др.
Более разнообразным должно стать содержание спортивных кружков и секций. Программы, разрабатываемые педагогами, должны раскрывать возможности физического совершенствования учащихся разными видами двигательной активности, а не только ограничиваться программными видами спорта.
Необходимо организовывать кружки и секции для детей с ограниченными возможностями здоровья и слабым физическим развитием. В содержании таких кружков и секций должны преобладать оздоровительные упражнения и виды двигательной активности.
Рекомендации по оформлению программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Примерные программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
- 1. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д Программа дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики», М., Просвещение, 2011г.
- 2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. «Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование, М., Просвещение, 2010г.
- 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор., М., Просвещение, 2014г.
- 4. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. «Программы внеурочной деятельности» М., Просвещение, 2011г. (туристско-краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность)
Пособия, которые можно использовать для разработки программ по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности:
- 1. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика», М.Просвещение, 2011г.
- 2. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол», М.Просвещение, 2011г.
- 3. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. «Внеурочная деятельность учащихся. «Футбол», М.Просвещение, 2011г.
- 4. Кузнецов,В.С.,, Колодницкий Г.А. «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол», М.Просвещение, 2013г.
- 5. Кузнецов,В.С.,, Колодницкий Г.А «Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика», М., Просвещение, 2014г.
- 6. Кузнецов,В.С.,, Колодницкий Г.А «Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка», М., Просвещение,2014г.
- 7. Кузнецов,В.С., Колодницкий Г.А. «Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре» (бадминтон, настольный теннис, конькобежная подготовка, хоккей с шайбой, атлетическая гимнастика, туристические походы), М.Просвещение, 2014г.
Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по физической культуре
Одна из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры – это качественная подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.
Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми.
Для успешной работы с одарёнными и способными школьниками педагоги должны знать:
- организацию олимпиадного движения и нормативно – правовое обеспечение проведения олимпиад;
- требования к разработке олимпиадных заданий;
- организационно - методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах;
- психолого-педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей.
Педагоги должны уметь:
- организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми;
- уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов – наставников и психологов.
Библиографический список
литературы в помощь учителю физической культуры
- Седашов О.А. Правила игры в мини-футбол: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2003. – 55 с.
- Юный футболист: сб./ Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 255 с.: ил.
- Андреев С.Н. Футбол – Твоя игры: Кн. для учащихся сред. и ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 114 с.: ил.
- Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ, олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный)-М.: Советский спорт, 2003.-112с.
- Клещев Ю.И. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 192 с.
- Официальные Правила баскетбола. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 112 с.
- Сортэл Н. 100 упражнений и советов для юных игроков/ Н.Сортэл; Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002. – 240 с.: ил. – (Первые шаги в спорте)
- Нестеровский Д.И., Поляков В.А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры: педагогических вузов, учителей школ и тренеров. – 2-е изд. Доп. и перераб. – Пена, 2003. – 120 с.
- Игнатьева В.Я., Петрачёва И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
- Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для физкультурных вузов. – М: ФОН, 1996. – 314 с.: ил.
- Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 132 с. (Методика спортивной тренировки)
- Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /Игнатьева В.Я. и др. – М.: Советский спорт, 2003. – 116 с.
- Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с.: ил.
- 500 игр и эстафет. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.: ил. – (Спорт в рисунках)
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л.В. Шапковой. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160 с.
- Русская лапта. Правила соревнований/ Коллектив авторов. – М.: Советский спорт, 2004. – 36 с.: ил.
- Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
- Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
- Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 336 с. – (Азбука развлечений).
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми»)
- Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1 – м.: Советский спорт, 2002. – 160 с.: ил.
- Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
- Красников А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с. (Наука – спорту)
- Физическая культура. Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура». - М.: СпортАкадемПресс, 2003. -
- Физическая культура. Учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура» М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 174с: ил.
- Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта.- М.: Советский спорт, 2004. - 40 с.: ил.
- Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Автор-составитель А.В. Царик. – М.: Советский спорт, 2002. – 700 с.
- Анализ проведения урока физкультуры /Авт.-сост.В.А.Муравьёв, И.П.Залетаев. – М.: СпортАкадемПрес, 2002.-92 с.(Физическая культура и спорт в школе).
- Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. заведений /Ю.Д.Савин и др., Под ред. Ю.Д.Железнякова, Ю.М. Портнова.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400 с.
- Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие /Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с.- (Настольная книга)
- Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 155 с.
- Физическая культура. Планирование и организация занятий. 5 класс. Методическое пособие/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
- Физическая культура. Планирование и организация занятий. 6 класс. Методическое пособие/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: Дрофа, 2006. – 331 с.
- Физическая культура. Планирование и организация занятий. 7 класс. Методическое пособие/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: Дрофа, 2008. – 319 с.
- Настольная книга учителя физической культуры: Подготовка школьников к олимпиадам (Всероссийским, региональным, городским, районным, школьным)/Автор-составитель П.А.Киселёв, С.Б. Киселёва.-М.: Глобус, 2008.-320 с.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 864 с.: ил.- (Профессия – тренер)
40. Н.М. Моисеев Планирование и проверка как факторы управления учебным процессом, на уроках физической культуры
в школе. - Л, 1974.- 24с.
41. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе. - Смоленск, 1993. - 48 с.
42. Погадаев Г.И. Методическое пособие «Физическая культура. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь образовательного учреждения». – М.: Дрофа, 2008 г.
43. Собянин Ф.И. Методическое пособие «Физическая культура. Организация и проведение викторин в образовательных учреждениях». – V – XI классы. – М.: Дрофа, 2008 г.
44. Матвеев А.П., А.А. Красников, А.Б. Лагутин. Методическое пособие «Физическая культура. Школьные олимпиады. IX – XI классы». – М.: Дрофа, 2008 г.
Адреса порталов и сайтов
в помощь учителю по физической культуры
Электронный адрес |
Название сайта |
|
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Академия повышения квалификации работников образования |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Электронный журнал «Курьер образования» |
|
Электронный журнал «Вестник образования» |
|
Торговый дом «Школьник» |
|
Издательский центр «Вентана –Граф» |
|
Издательский дом «Дрофа» |
|
Издательский дом «Профкнига» |
|
Издательский дом «1 сентября» |
|
Центр дистанционного обучения «Эйдос» |
|
Издательский дом «Советский спорт» |
|
Издательский дом «Армпресс» |
|
http://www.informika.ru/goscom: |
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» |
Федерация Интернет образования |
|
Авторский сайт Ольги Соболевой и Василия Агафонова |
|
Электронный каталог центральной отраслевой библиотеки по физической культуре |
|
Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» |
|
http://minstm.gov.ru/ |
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации |
Московский институт физической культуры и спорта |
|
Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта |
|
http://www.shkola-press.ru |
Журнал «Физическая культура в школе» |
http://www. volley.ru/ |
Всероссийская федерация волейбола |
http://www gorodki.ogr/ |
Федерация городошного спорта |
http://www.rfs.ru/ |
Российский футбольный союз |
http://www.basket.ru/ |
Российская федерация баскетбола |
http://www.lapta.ru/ |
Федерация лапты России |
http://www.sportgymrus.ru/ |
Федерация спортивной гимнастики России |
http://www.rusgymnastics.ru/ |
Всероссийская федерация художественной гимнастики России |
http://rusolymp.ru/ |
Портал Всероссийской олимпиады школьников |