Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

...

20 февраля 2018 года в Центре детского и юношеского творчества в поселке Советский состоялся муниципальный этап патриотической краеведческой конференции учащихся образовательных учреждений «Крым - наш общий дом». Цель конференции - всестороннее привлечение учащихся к активной деятельности по изучению истории, географии, этнографии родного края, совершенствование научно-исследовательской и поисковой работы, выявление и поддержка талантливых детей в области краеведения и исследовательских работ, патриотическое воспитание на примерах героических событий Великой Отечественной войны.

     От нашей школы свою исследовательскую работу представила обучающаяся 9-А класса Иванова Александра. Работа называется «Был верен долгу до конца».  И посвящена она 100-летию со дня рождения прославленного партизанского командира Николая Кузьмича Котельникова.

В работе прослеживается весь жизненный путь Николая Котельникова. С того самого момента, когда он, только закончив  Бакинское пехотное училище,  совсем еще неопытный лейтенант, был отправлен на фронт, а после Керченско-Феодосийской десантной операции попал в Старокрымский лес к партизанам. Там и началась его партизанская эпопея.

    А после войны Николай Кузьмич – активный общественник, который  все свое свободное время уделяет героико-патриотическому воспитанию молодежи – рассказывает им о своих боевых товарищах, ремонтирует старые и ставит новые памятники в местах боев партизан с немецкими оккупантами.

 

    Закончила свою работу Саша словами: « Спасибо Вам огромное, Николай Кузьмич, за Ваше дело, за преданность боевым товарищам, за беззаветную любовь к Родине, которую Вы передавали ребятам, за любовь к тем тропкам и пролескам, где ступала нога партизан. Мы, учащиеся Заветненской школы имени Крымских партизан, видим свой долг в продолжении Вашего  дела. И поэтому партизанские тропы не зарастают, а звездочки на обелисках ярко светятся.  Ведь                              

Наша школа гордо носит

Имя «Крымских партизан».

Дети славу  ей приносят:

Ведь урок бойцами дан.

Ставим памятники славы,

Пишим летопись времен.

Мы горды, друзья, по праву.

Факел партизан несем!

Работа Александры заняла первое место.

Поздравляем! И желаем новых успехов в исследовательской работе!

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МБОУ «ЗАВЕТНЕНСКАЯ СШ ИМ. КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН»

Всероссийский конкурс на знание символов и атрибутов государственной власти

Российской Федерации среди обучающихся Советского района республики Крым

Номинация «Исследовательская работа»

Этот загадочный грифон  

        

    Работу выполнила:

                                                                                                            Постол Марина Дмитриевна,

11 класс,

 МБОУ «Заветненская СШ имени Крымских партизан»

Советского района Республики Крым,

С. Заветное, ул. 40 лет Победы, д. 22

 

                                                                                                                        Научный руководитель:

Черкес Марина Викторовна,

Учитель истории,

 МБОУ «Заветненская СШ имени Крымских партизан»,

Советский район,

Республики Крым.

 

 

                                                С. Заветное – 2016 год

В наше время каждое государство имеет свои собственные символы, по которым его узнают.

    Флаги и гербы играют огромную роль, так как в них отражаются особенности страны,

 дух, основные черты его народа. Особенно это касается государственного герба.

- А кто изучает гербы?

Изучением гербов занимается геральдика, наука, которая распознает значение символов и

цветов, знаков, их расположение. Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы. Герб может рассказать очень многое  о своем обладателе: сильные и

слабые стороны, главные занятия, происхождение, даже характер.

- Так просто? Посмотришь на герб – и узнаешь все о его обладателе?

- Нет, это не так просто. Чтобы понять изображение на гербе, нужно обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.  В понимании современного человека  слово «герб» ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел. Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду.

     Главный символ крымской государственности очень красив и торжественен, представляет собой щит, на котором изображен грифон, причем червленый щит сделан по образу и подобию варяжских. Грифон изображен в серебристом цвете, обращен влево, в его правой лапе

серебряная раковина. Она открыта и  в ней видна небесно-голубая жемчужина.

- А кто такой грифон? Откуда он взялся на нашем гербе?

     Сегодня мы и прикоснёмся к истории грифона, известного создания, имевшего, по слухам, голову орла и тело льва, охранявшего золото на торговых путях в Азию времён Греческой и Римской империй. В наши дни грифон видится как мифический персонаж, подобно кентавру и русалкам, однако, по описанию древних, грифон упоминается скорее как реальное существо.

История о грифонах пришла от Скифов. «Кто такие скифы?»- спросишь ты? Я расскажу тебе о них.

      Первым жителем необитаемой тогда еще страны был человек по имени Таргитай. Родителями Таргитая, по утверждениям скифов, были Зевс и дочь реки Борисфена. У него

 было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел

 эти предметы старший сын, и, едва он подошёл, чтобы поднять их, золото запылало. Испугавшись, он отступил. Тогда приблизился средний сын, и опять золото объяло пламя. Так, жар пылающего золота отогнал обоих братьев. Когда подошёл их младший брат, пламя

погасло, и он отнес золото к себе в дом, а старшие братья  поэтому согласились отдать царство младшему.

От Липоксая произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов.

 

Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

"Народ сильный, народ, языка которого ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И сьедят они жатву твою и хлеб твой; сьедят сыновей и дочерей твоих... разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься." Так говорится в Библии, в книге пророка Иеремии, о могущественных северных кочевниках, которые, преследуя киммерийцев, в 70-е годы до н.э. ворвались в Переднюю Азию, содрогнувшуюсь перед их силой и жестокостью. Вавилоняне и ассирийцы называли их ишкуза, греки - скифами, сами же себя они именовали сколотами.

      Очевидцев событий и древних историков волновал вопрос о происхождении этого грозного народа. Греческий историк V века до н. э. Геродот изложил три версии о происхождении

скифов, две из которых имеют мифологический характер, а в третьей говорится, что скифы пришли из глубин Азии. Отсутствует единая точка зрения и среди современных ученых. Соглашаясь в том, что скифы являлись частью огромного мира ираноязычных кочевников

степей Евразии, одни из них связывают происхождение скифов с Северным Причерноморьем, другие полагают, что скифы пришли из восточных ареалов этого мира. Так или иначе, в

VII веке до н. э. населяли степи Северного Причерноморья и Предкавказья, с этого же времени жили они и в Крыму.

       В 70-х годах VII века до до н. э. скифы вторглись в Переднюю Азию, заключая и вероломно нарушая союзы, опустошая грабительскими походами Месопотамию, Сирию, Палестину,

доходя до границ Греции. Конец скифскому владычеству в Азии положил кровавый пир у мидийского царя Киаксара, который, пригласив множество скифов с вождями, предательски умертвил их. Побежденные должны были вернутся туда, откуда пришли - в Скифию.

В 512 году до н. э. скифы выступают уже не в роли завоевателей, а в роли защитников своей земли: в Скифию вторглась огромная армия персидского царя Дария I. Скифы показали себя искусными воинами и заставили персов спасаться бегством. Несомненно, в этой войне важную роль сыграли и жившие в Крыму скифы. Мы знаем, что скифы делились на несколько племен, в Крыму же обитали царские скифы -"...самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластных".

     Скифы, завоевавшие славу непобедимых степных воителей, вызывали неизменный интерес

у своих соседей, в первую очередь, греков, с которыми они поддерживали разносторонние контакты, в том числе торговые. Греческие мастера, изготовлявшие по заказу скифских вождей предметы в характерном для скифов зверином стиле, несомненно, стремились постичь их внутренний мир и образ жизни и передать в своих произведениях. Попытаемся и мы, 

используя сведения древних историков, данные археологии и наблюдения этнографов за жизнью кочевых народов, представить картину, которая открывалась современнику, встретившему встепи кочующих скифов.

... Еще издалека бросалось в глаза огромное облако пыли и был слышен скрип колес кибиток и нарастающий гул от тысяч копыт, по мере приближения доносился труднопереносимый запах. Постепенно из пыли становились различимы огромные стада овец, коров и лошадей, и многочисленные бородатые длинноволосые всадники в остроконечных шапках, с копьями в

 руках. К поясам их были подвешены обоюдоострые мечи-акинаки, колчаны со стрелами и

гориты с луками. Наиболее знатные скифы выделялись блестевшими на солнце панцирями из нашитых на кожаную основу тысяч железных чешуек, некоторые имели бронзовые шлемы и поножи греческой работы, шеи их украшали золотые гривны, а одежда была обшита сотнями золотых бляшек. Конская сбруя, ножны мечей и гориты для луков были покрыты золотыми обкладками, искусно украшенными греческими ювилирами. Вблизи поражали страшные

трофеи: подвешенные к узде лошадей скальпы, снятые с убитых врагов, использовавшиеся как полотенца, и чаши на поясе, сделанные из черепов, а некоторые ехали с растянутой на шестах кожей, снятой с врага, В кибитках, являвшихся для скифов домом, передаигались дети и жены. Женщины носили свободные длинные платья и одеяния в виде халатов с длинными рукавами. Костюм их дополняли ожерелья и браслеты, составленные из ярких бус, разнообразные украшения из бронзы и серебра, Знатные женщины носили золотые диадемы, перстни, браслеты, ожерелья, серьги, некоторые  из которых являлись настоящими произведениями искусства греческих мастеров. Скифянки обильно использовали благовония и румяна, накладывая их на щеки и на лоб.

      Проезжая по степи, современник, если ему посчастливилось, мог встретить грандиозные курганы, насыпанные над могилами царей, окруженные по периметру десятками неподвижных всадников. Приблизившись, можно было увидеть, что умерщвленные люди и лошади

укреплены на специальных деревянных конструкциях. Греки знали, что это наиболее усердные слуги, принесенные в жертву в ходе церемоний, проводившихся через год после погребения 

царя и сопровождавшихся поминальными трапезами. По подсчетам археологов, сделанным

при изучении одного из царских курганов, во время поминального пира было сьедено мясо 35 коней, 14 кабанов и 2 оленей, а принимать участие в трапезе должно было не менее 1300

человек. Известны царские курганы и в Крыму: Куль-Оба на Керченском полуострове, раскопанный в 1830 году и содержавший богатейшие мужское и женское погребенния, и Чаян, находившийся близ Евпатории и разграбленный в 1880 году.

     Наивысшего расцвета Скифия достигла в IV веке до н. э. во время долгого правления царя Атея, обьединившего под своей властью все племена Скифии от Дуная до Дона. После гибели Атея в битве с македонским царем Филлипом II, отцом Александра Великого, Скифия более никогда не достигнет былого величия. По ряду невыясненных до конца причин скифы

покидают причерноморские степи и концентрируются на Нижнем Днепре и в Крыму. Они переходят к оседлому образу жизни и становятся земледельцами. В предгорном Крыму возникает множество поселений. Наиболее крупное из них, являвшееся столицей,

расположено на окраине Симферополя и носило, по мнению большинства ученых, название Неаполь. Город защищали мощные стены и башни, а на площади возле городских ворот располагался комплекс зданий, являвшихся царской резиденцией и культовым центром

столицы, Скифские цари и знать постепенно воспринимали эллинскую культуру. Этому способствовали и династические браки с правящим домом Боспорского царства.

     Наиболее яркие события в истории скифов позднего периода связаны с именем царя Скилура, правившего во второй половине II века до н. э. К тому времени скифы захватили греческие поселения на западном побережье Крыма, подчинили греческий город Ольвию на берегу Днепро-Бугского лимана и угрожали Херсонесу, руины которого открыты близ современного Севастополя. Археологам посчастливилось открыть захоронение этого выдающегося царя, похороненного в каменной гробнице мавзолея, построенного у ворот скифской столицы. Вместе с телом царя в гробницу опустили его шлем и оружие, золотые украшения, детали костюма и, возможно, свернутый стяг, обшитый золотыми бляшками.

Рядом с гробницей положили убитых четырех лошадей и собаку.

     Жители Херсонеса, не в силах более сдерживать натиск скифов, обратились за помощью к Митридату VI Евпатору, царю Понта - государства в Малой Азии. Это совпало с намерениями царя, мечтавшего обьединить все народы, живущие вокруг Черного моря, в единое государство и направить всю его мощь на борьбу с Римской республикой. Высадившись с понтийской армией полководец Митридата VI Диофант в нескольких сражениях разбил войско скифов во главе с сыном Скилура Палаком. В 1878 году в Херсонесе был найден постамент статуи, воздвигнутой благодарными херсонеситами Диофанту, с надписью. В надписи подробно излагается ход

войны со скифами. В ней сказано, что Диофант, прибыв в город, принял на себя ведение войны. "Когда же скифский царь Палак внезапно напал на него с большим полчищем, он, поневоле приняв битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми, и (таким образом) сделал то, что Митридат Евпатор первым поставил над ними трофей; подчинив себе окрестных тавров и основав город на (том) месте, он отправился в Боспорские местности и, совершив в короткое время много важных подвигов, снова воротился в наши места и, взял с собою граждан цветущего возраста, проник в середину Скифии. Когда же скифы сдали ему царские крепости Хабеи и Неаполь, вышло то, что почти все сделалось подвластными царю Митридату Евпатору; за что благодарный народ почтил его приличными почестями, как освобожденный уже от владычества варваров.

     Когда же скифы обнаружили врожденное им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел и когда царь Митридат Евпатор по этой причине снова выслал с войском Диофанта, хотя время склонялось к зиме, Диофант со своим воинами и сильнейшими из граждан двинулся против самых крепостей скифов, но, будучи задержан непогодами и поворотив в приморские местности, овладел Керкинитидой и Стенами и приступил к осаде жителей Прекрастного Порта; когда же Палак, полагая, что время ему благоприятствует, собрал всех своих и, кроме того, привлек на свою сторону народ ревксиналов (сарматское племя роксоланов), постоянная покровительница херсонесцев Дева, и тогда, содействуя Диофану, посредством случившихся в храме знамений предзнаменовала имеющее свершится деяние и вдохнула смелость и отвагу всему войску; когда Диофант сделал разумную диспозицию, воспоследовала для царя Митридата Евпатора победа славная и достопамятная на все времена: ибо из пехоты почти никто не спасся, а из всадников ускользнули лишь немногие". Пользуясь плодами победы, Диофант в начале весны обрушился на скифские крепости Хабеи и Неаполь и окончательно покорил скифов.

     Скифы вынуждены были подчиниться понтийскому царю и принять участие в далеких походах и грандиозных битвах с римскими армиями в Греции и Малой Азии. Вероятно, немногие из них вернулись с полей сражений. Лишь после поражения и смерти царя Митридата в 63 году до н. э. скифы обрели независимость.

     События скифской истории первых веков нашей эры известны отрывочно и реконструируются в основном по археологическим данным. Материалы раскопанных археологами поселений позволяют воссоздать картину повседневной жизни поздних скифов: их занятия, типы построек и оборонительных сооружений, утварь, которой они пользовались, их религиозные представления. Рядом с поселениеми распологались могильники, на которых изучены различные конструкции погребальных сооружений. Наиболее характерной чертой позднескифского погребального обряда являлось использование для многократных захоронений семейных усыпальниц, представляющих собой выкопанные в земле или высеченные в скале склепы, входные ямы которых забивались камнями. Умерших

сопровождали предметы, которыми они пользовались при жизни и которые должны были служить им в потустороннем мире: сосуды из глины ( амфоры, кранолакавая и лепная посуда ) и стекла, детали костюма и украшения ( фибулы-застежки,  пряжки, браслеты, перстни, серьги, многочисленные бусы ), орудия труда и, изредка, оружие.

Из немногочисленных отрывочных сведений письменных источников мы знаем, что в первые века нашей эры скифы по-прежнему неоднократно угрожали Херсонесу и вели частые войны с Боспорским царством, завершившиеся для них в конце II века н. э. поражением и подчинением боспорским царям.

     В середине III века н. э. в Крым вторгаются готы и другие германские племена. Почти одновременно предгорья заселяют воинственные аланы. В это время погибают скифские поселения и скифы как этнос прекращают существование.

- А почему грифона относят к скифской мифологии?

     Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка - несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности.

     Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и так далее. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и прочих) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время животные представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

  • Олень (например, в комплектах Степной ветер, Олень пектораль, Степной олень и других.) — наиболее распространенный и изученный образ в Скифии. Он являлся тотемом этого народа.
  • Токсакис – царь второго племени, владел землями от Днепра на запад Крыма до земель тавров. Токсакис в переводе с иранского — «быстрый олень».
  • Пантера – символ силы и мощи. Это символ скифов, как народа воинов. В мирное время пантера изображалась лежа, спящей. В тоже время, когда шла война, пантера изображалась оскалившейся на вытянутых лапах. Скифы узнавали силуэт спящей
  • пантеры в рисунке кратеров полной луны.
  • Барс — многозначный и содержательный символ. В мифологических представлениях скифов он был защитником справедливости. Он, как высший судья, взирал на происходящее с божественной высоты.
  • Змея, как символ, представлена почти во всех мифологиях, и связывается с плодородием, землёй, женской энергией, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом — с другой.
    Жившие в наших степях скифы боготворили змей, веря в свое происхождение от верховного бога Папая и «змееногой» богини Апи. Эта «полуженщина-полузмея» — мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах воинственных кочевников.

У славян змеи связаны с Перуном. Значений и назначений у змей было несколько.

Змейки – украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей-Горыныч – сын горы – небесной (тучи). Змеи эти похищают красавиц, луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы.
Змеи – хранители сокровищ несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Отсюда – змеи-врачи и символы врачевания.

  • Сокол. Самоназванием скифов-скитальцев было «соколоты» — по их тотему соколу.
  •  Сокол связан в представлении всех народов с культом Солнца-Коло (даже у древних египтян солнечное божество Гор-Хор изображался в виде сокола). Само слово означает «сопутствующий Солнцу-Коло». Поэтому в скифском изобразительном искусстве «звериного стиля» проходным сюжетом является сокол, терзающий змею. Смысл этого сюжета — в смене эпох, когда киммерийская (змеиная) эпоха в Степи сменилась соколотской (соколиной). То есть, так в образном виде отмечается факт исторической победы скифов-соколотов над киммерийской традицией, факт замены степной киммерийской культуры Дэва на скифскую Ахура.
  • Грифон – фантастическое, мифическое существо, символизирующее у скифов господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших животных указывает на общий благоприятный характер существа – грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Мифические грифоны в древней Скифиипомогали хранить накопленные скифами сокровища.

     Греческий путешественник и поэт Аристей оставил первые заметки о грифоне, датируемые 675 годом до н.э. Аристей передвигался по торговым путям в Центральной Азии, и познакомился с племенем Скифских кочевников, Исседонов, у подножия Горного Алтая, что означает золото на местном языке. Скифы рассказали Аристею о четвероногой птице, размерами льва, обитающей в горах и охраняющей золото. Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в поэме, получившей широкую популярность, зафиксировав период появления грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов, но период всплеска интереса к этой теме совпадает во многих Греческих источниках.

     Интересно отметить, что в Греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Еще одно дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота.

Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Рассказы о грифонах напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, чем придуманных сфинксов, например. Грифоны рассматривались как животные, а не как обладающие магической силой или важностью мифические создания. Пример этого можно увидеть в Храме Зевса. На изображении грифон защищает своего птенца.

Даже вовлечение грифона в мифы отводит ему роль сопровождающего персонажа, а не  главного героя. В 460 г. до н.э., афинский драматург Эсхил написал трагедию «Прометей», ставшую шедевром. Прометей похитил огонь у богов и дал его людям. Разозлённый Зевс

 приковал цепями Прометея к скале в Скифии, куда каждый день прилетал орёл и клевал его печень. Бессмертие Прометея обрекло его на вечные муки, съеденная орлом печень восстанавливалась, не давая погибнуть титану. Эсхила очаровали экзотические земли, и он дополнил картину грифонами, охранявшими скалу с прикованным Прометеем.

Геродот писал о грифонах в своей известной, а по некоторым мнениям, печально известной «Истории» около 430 года до н.э., где описывал опасности золотых копей в Исседонии. «Я не знаю, каким способом добывается золото, но поговаривают, что одноглазые циклопы воруют его из-под носа грифонов.» Геродот позднее высказал сомнение в существовании расы одноглазых людей в Азии, но не усомнился в грифонах из этой же истории.

Можно встретить довольно реалистичные упоминания о грифонах, включая мнение об их неумении летать, несмотря на крылья. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: «Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва.»

Даже Плиний Старший в своей книге «История природы» согласился со «многими авторитетными мнениями», что грифоны обитают в Скифии, где добывают золото. Плиний один из первых написал немало об «ушах» и «крыльях» грифонов, и о том, что они используют золото при обустройстве гнёзд.

     Последний из древних авторов, добавивших информацию о грифонах, был Клавдий Элиан:

«Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк.»

     Было бы ошибкой считать грифоны мифическим гибридом на основе приведенных мнений. Если мы принимаем мнение древних о грифонах, как о реальном существе, а не мифологическом чудовище, что могло привести к таким рассуждениям? Для прояснения мы должны обратиться к, сравнительно, молодой науке Геомифологии, которая связывает геологическое прошлое нашей планеты с мифами, её населяющими.

     Рой Чапман Эндрю (Roy Chapman Andrews), Американский палеонтолог 1920-х годов, работал в Американском Музее Истории Природы, наиболее известен по двум причинам. Во-первых, он реальный прототип героя приключений Индиана Джонс. Во-вторых, он возглавлял экспедицию 1922 года в пустыню Гоби, которая революционно изменила наше понимание динозавров. В дополнение к открытию получившего известность Велоцираптора (Velociraptor), Эндрю и его команда обнаружили первые экземпляры сохранившихся яиц и много других экземпляров динозавров, включая представителей отряда Цератопсов. На раскопках под названием «Flaming Cliffs», всего в 48 километрах от Алтайских гор, Эндрю с командой собрали более тонны ископаемых, включая скелеты Протоцератопса и Пситтакозавра. Эндрю высказался даже: «Грунт под ногами выстлан костями.»

Во многих случаях найденные динозавры были легко восстановимы и почти полном комплекте, что само по себе большая редкость в палеонтологии. Последующие экспедиции были также успешны и обнаружили примерно там же останки Цератопсов. Так как местность крайне недружелюбна для обитания, она стала источником многих находок для палеонтологов. Засушливая, крайне мало растительности. Песчаные бури в конце Мелового периода около 66 млн. лет назад, засыпали животное полностью, часто не меняя его положения в пространстве.

 Это не давало возможность разрушить скелет хищникам или следующей буре. Даже любители могли заметить кости животных в этой местности то здесь, то там.

Протоцератопсы и Пситтакозавры это четвероногие, безрогие группы Цератопсов, в которую входит Трицератопс с ярко выраженным клювом. Цератопсы, в свою очередь, входят в группу Птицетазовых динозавров, похожих на птиц. Даже не эволюционировав в птиц, они получили своё название до того, как мы разобрались с эволюционными взаимоотношениями. Кочевые Азиаты, путешествующие с экспедицией Эндрю, будучи знакомы с большими хищниками могли заметить сходство структуры бедра в дополнение к большому клюву. Могут ли эти динозавры быть причиной возникновения истории грифона?

Протоцератопс достигал высоты двух метров, а Пситтакозавр чуть меньше. Это делает их сопоставимыми с размерами льва или волка, о чём говорят описания грифона. Они имеют четыре ноги и выраженный клюв, что делает их похожими на млекопитающее с головой птицы. Их останки в невообразимых количествах находятся неподалеку от золотых шахт, в регионе, который молва населила грифонами. Кажется очевидным, что промышляющие золотом кочевники видели эти скелеты и дали им наилучшее описание. Не попавшие в зоологическую классификацию Линнея, то есть млекопитающие это млекопитающие, а птицы это птицы, почему было бы нелогично выделить группу созданий, имеющих те и другие признаки? Поскольку теория вымирания не была сформулирована во времена Скифов, а скелеты обнаруживались в крайне недоступных районах, почему было не предположить, что живое существо где-то за соседним холмом?

     Таким образом легенда, поддерживаемая пейзажем и скелетами неузнанных животных, разошлась по миру вполне известным символом.

- А изображали ли грифонов другие народы?

Да, конечно. Ведутся до сих пор споры об истории их происхождения – их относят и к критской цивилизации, и Древнегреческой, и к Ассирийской, и к славянской, и к Средневековой. Но я уверен, что только СКИФЫ, этот могучий, сильный,  свободолюбивый народ мог создать такое существо.

Ведь не зря эти  мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню.

- Теперь я понял, почему на гербе Республики Крым изображен ГРИФОН. А что означает жемчужина в открытой раковине?

Я расскажу тебе об этом, но это будет уже совсем другая ИСТОРИЯ…..

Греческая мифология                                              Славянская мифология

 

Средневековье

 

       Золотая царская пектораль Великой Скифии 6 грифонов терзают 3 коней (4 век ...)

 

Битва аримаспов с грифонами.

 

В работе использованы материалы:

- «От киммерийцев до крымчаков» под редакцией И. Н. Храпунова, А. Г. Герцена

 (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII века) – Симферополь, Таврия,

2004 год;

- Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media;

- https://ru.m.wikipedia.org>wiki>Скифы

- www.civilka.ru>Древняя Скифия>Статьи

- m.nkj.ru>…>Наука на марше

- pereformat.ru>2013/06>kto-takie-skify

- www.historie.ru>Цивилизации>Скифы