Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

...

Музейная педагогика

как одна из форм современных образовательных технологий.

                    Что только мы, учителя, не делаем на уроках, чтобы привлечь внимание детей, чтобы привить у них любовь к предмету, создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей, а в дальнейшем выполнить главную задачу - получить ожидаемые результаты – высокое качество обучения. И интерактивные уроки придумываем, и презентации создаем, и фрагменты фильмов показываем, и карточки распечатываем, и игры придумываем и проводим, и проекты осуществляем и чуть ли не спектакли разыгрываем! А во внеурочной деятельности фантазии нашей нет предела.

                        Существует масса приемов, методов, технологий в образовательном процессе, которые призваны к тому, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями на уроках, а были активными участниками этого процесса.

Сегодня я вам расскажу об одной из таких технологий.

Это музейная педагогика.

Так что же такое «музейная педагогика»?

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть  музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями образовательного учреждения.

Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в  нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для учащихся.

Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?

  Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения  маленького человечка к  мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности.   Все это возможно с помощью  бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.

                 В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями.

Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

 

Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.

В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Школа, как никогда, нуждается в изучении прошлого для познания будущего, которое возможно через музей, а музей, в свою очередь, кровно заинтересован в школе, так как именно она способна вдохнуть в него новую жизнь, придать его работе новый импульс.

Музейная педагогика позволяет интегрировать возможности музея в школьные предметы, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Об этом я расскажу подробнее чуть позже.

В то время как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Музейная педагогика дает возможность:

-      осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-      сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-      раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-      попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

-      объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе

Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

-  воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

■ воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

■ формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

■  развитие   творческих    и  организаторских  способностей,

предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

■ формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение          нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

 

Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. И огромную роль в связи с этим выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, родного села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.

А сейчас я хочу рассказать о маленьком музее, который был создан в кабинете истории Заветненской средней школы им. Крымских партизан. Сначала мной был накоплен очень большой материал: монеты, ордена, фрагменты оружия, ремесленные изделии и т. Д. Я их использовала как наглядный материал на уроках истории. Два года назад у меня был факультатив «Исследовательская деятельность учащихся. И ребята-10-классники предложили оформить такой своеобразный уголок в кабинете истории- первоначально –примеры различных  исторических источников. Сами оформили полки, разобрали материал, систематизировали его, подписали все экземпляры – очень трудоемкая работа со словарями, справочниками, учебниками. Да консультировались в Симферопольском краеведческом музее. А когда все было оформлено,-  предложили: а давайте будем проводить для младших школьников экскурсии. Составили тексты экскурсий, и работа закипела – появились первые посетители. Наш музей так и называется – «Детский исторический музей».

Нами разработана экспозиция «Археология», которая содержит 3 «маршрута»: «Древний мир», «Средние века», «Эхо войны». Закончена работа над экспозицией «Этнография», ребята разрабатывают сейчас экскурсии. Оформляется новый раздел: «Нумизматика». Поступают новые экземпляры, появляются новые идеи. В перспективе – «Музей вещей». Так что, будете в Заветном – добро пожаловать в наш Мини-исторический музей. А уж если вам есть что подарить нам – мы будем рады вам вдвойне!

Ну и конечно огромную роль в героико-патриотическом воспитании и воспитании активной гражданской позиции личности играет гордость нашей школы – Музей Ичкинского партизанского отряда под руководством директора музея Олейникова Николая Ивановича. Но это уже совсем другая история….

Таким образом, музейная педагогика в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных, духовно-нравственных  понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории родного села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. А следовательно, в школе с помощью музейной технологии мы создаем все  условия для воспитания активной гражданской позиции личности.

(Доклад подготовила учитель истории МБОУ «Заветненская СШ имени Крымских партизан» Черкес М. В.)

                                                                     Использованная литература:

- В.М. Воронович «Музейная педагогика»;

- С.Л.Троянская «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности»;

- Цуканова С. Н. "Обучение и воспитание школьников средствами музейной педагогики";

- материал из опыта работы учителя истории МБОУ «Заветненская СШ имени Крымских партизан» Черкес М. В.

 

 Видео-Классный музей