Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 Методическое объединениеучителей начальных классов

Руководитель   

Распутько  Любовь Фёдоровна

Научно-методическая проблема методического объединения учителей начальных   классов

«Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс»

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы МО учителей начальных классов в 2017- 2018 учебном году.

 

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

    Основная научно-методическая тема, над которой работал коллектив учителей начальных классов «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс»

 

   Цель методической работы:

Осуществление перехода от предметно-знаниевой модели образования к компетентностной.

Основными  задачами  методической работы являются:

Реализация ФГОС.

Продолжение реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся.

Изучение и апробация использования образовательных технологий  на деятельностной основе.

Изучение Закона об образовании.

Формирование УУД у учащихся посредством реализации внеурочной деятельности.

Развитие нравственных, духовных качеств, патриотических чувств, гражданственности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

 

Основные направления работы в 2017-2018 уч.году:

Заседания МО.

Повышение квалификации педагогических кадров, их самообразование.

Обеспечение научно-методической работы.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Создание информационного банка данных ОУ по введению материалов ФГОС общего образования .

Технологическое и информационно-методическое сопровождение введения материалов ФГОС .

Организация работы по инструментальному сопровождению введения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности.

Подготовка и участие учащихся в различных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках.

 

В   2017-2018  учебном  году  в начальных  классах  обучалось   120 учащихся .

Учебно -воспитательный процесс был организован по 5 – дневной рабочей неделе в односменном режиме. Обучение учащихся первой ступени велось по ФГОС УМК «Школа России» - 1-А, 1-Б ,

2-А, 2-Б, 3, 4-,_А, 4-Б классы. Каждый класс имел свой учебный план, составленный в соответствии с нормативным базисным планом общеобразовательной школы, введенным в действие Минобразования РФ.

Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.

Работа МО была направлена на решение главной методической проблемы: ««Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс» и реализацию поставленных задач.

    Задачи, поставленные в 2017-2018 учебном году, решал педагогический коллектив в составе  7 учителей начальных классов. Анищенкова Е. Ф.имеет первую квалификационную категорию. Ярова Л. С., Смирнова И. В., Распутько Л. Ф.Павлюк Т. Е Олизаренко Л. В..- соответствуют занимаемой должности, Чеботарёва И.А.- учитель начальных классов.

    Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

   С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы.

    Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.

     Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, осознанности,  связи теории с  практикой.

     Правильно выбирают  методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют  дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям.

    Работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки  коллективной работы, по привитию организованности и дисциплинированности.

       В соответствии с планом работы школы на 2017-2018 учебный год администрацией школы были проведены контрольные работы ( комплексные) во 2-4 классах с целью проверки уровня учебных достижений учащихся .

                Тексты комплексной работы  подобраны в соответствии с учебными программами. Порядок проведения и темп чтения при  проведении работ соответствовали нормам. Результаты комплексных контрольных работ были проанализированы  на заседание МО.

                Результаты контрольных работ:(приложение)

Согласно плану  работы школы  была проведена проверка техники чтения в  1-4  классах.

         Целью проверки являлся  контроль над нормативной скоростью  и качеством чтения. Во внимание бралась  выразительность и правильность чтения.

Для проведения проверки техники чтения были подготовлены тексты, составленные  в соответствии с новой программой и учебниками.

         Соответственно к требованиям системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся начальной школы на конец учебного  года учащиеся должны прочитать  следующее количество слов в минуту:

                                                             1 класс – 30-40 слов;

                                                             2 класс – 50-60 слов;

                                                             3 класс – 70 -80слов;

                                                             4 класс – 90-100 слов.

    Результаты проверки техники чтения по классам ( приложение)    

         Следует обратить внимание на то, что часть учащихся, чтобы уложиться   в норму техники чтения торопятся, искажают  слова. Неправильная постановка ударений, монотонность чтения, отсутствие выразительности. Результаты техники чтения были проанализированы на заседании МО.

          Учащиеся 2, 4 классов   приняли участие во Всероссийских проверочных работах ( 2 класс русский язык, 4 класс- русский язык, математика, окружающий мир.) Все результаты были изучены и проанализированы на заседании методического объединения   учителей начальных классов.

 Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения  в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели деятельностного подхода в  обучении требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.

    Так, в текущем учебном году прошли курсы повышения квалификации: Яровая Л.С.,

             Распутько Л.Ф. Анищенкова е.Ф., Чеботарёва И.А., Смирнова И.В.

 Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

     Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2017-2018 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы.

    Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых;

   Все учителя работали по индивидуальным программам, за основу которых взята программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, с учетом СанПиНа и требований к подготовке обучающихся.

    Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие  в  теоретической и практической части каждого заседания.    Тематика рассматриваемых на заседаниях вопросов наглядно демонстрирует приоритеты в работе МО. ( приложение)

Каждый   педагог продолжал работать над темой по самообразованию:

 Олизаренко Л. В. « Отработка навыков Выразительного чтения», Смирнова И. В. «Игровые моменты на уроках как средство повышения качества знания»,  Яровая Л. С. «Использование игровых технологий  в процессе обучения младших школьников», Павлюк Т. Е. « Использование интерактивных  методов и приемов в обучении младших школьников», Анищенкова Е. Ф. « Проектная деятельность- основа развития творческих способностей младших школьников», Распутько Л. Ф. « Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

 Каждый учитель работал над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомил своих коллег на заседаниях методических объединений. В своей работе учителя используют современные инновационные образовательные технологии, что помогает избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

 Учителя МО  активно используют мультимедийные пособия  по предметам (презентации, тестовые, контрольные и практические работы, разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.)     

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей    начальных классов носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и МО, и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников.

    В текущем году коллектив учителей начальной школы продолжил целенаправленную работу со слабоуспевающими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем. В начале учебного года были составлены списки  детей названных группы. С детьми велась целенаправленная работа.

    Возобновилось взаимопосещение уроков учителями - коллегами, т.к. традиционно МО является центром по обмену опытом. Учителями проводились открытые уроки согласно плану работы МО.

Анализ рабочих и контрольных тетрадей показал, что учителя работают согласно программе,  но каллиграфия у большинства учащихся желает быть лучшей.

На протяжение всего учебного года велась работа с одарёнными детьми. Учащиеся являлись  активными участниками всероссийских, международных конкурсов и метапредметных олимпиад, заняли призовые места( приложение), участниками Мановских работ ( 2 место в районе) 3 класс Мирон Анастасия, учитель Анищенкова Е. Ф. Также учитель Анищенкова Е. Ф. вела проект « Мы русские». Чеботарева И.А. участвовала в конкурсе « Молодой специалист»

Анализ посещенных уроков, участие в конкурсах различного уровня  показал, что работа учителей  активизировалась.

   Внедряются новые технологии обучения, разрабатываются более эффективные формы  опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами, МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах.

   Анализ работы показал, что было создано достаточно условий, необходимых для практического  решения общешкольной методической проблемы.

   Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

В методических объединениях успешно проводится стартовый, текущий  и итоговый контроль по всем предметам.

Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

 Вывод по работе МО учителей начальных классов: Считаем, что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна. За последнее время работа методического объединения стала более результативной, продуманной. Педагоги старались оказывать методическую помощь друг другу. Овладевали навыками самоанализа учебной деятельности, изучению новых технологий

 

Исходя из этого, педагогам МО можно дать следующие рекомендации по совершенствованию работы:

1. учитывать при разработке уроков государственные стандарты образования, рекомендации пояснительных записок, программ.

2.рационально планировать календарно –тематические планы по предметам, применять современные образовательные технологии на практике;

3.обеспечить условия для внедрения технологии деятельностного подхода

4.продолжать создавать условия для неограниченного развития учащихся, готовить выпускников начальной школы, способных к активной творческой деятельности;

5.добиваться высокого качества знаний посредством совершенствования индивидуальной работы, дополнительного образования (Интернет – ресурсы);

6.способствовать успешному продолжению обучения и непрерывного самообучения, саморазвития и самосовершенствования

7. повышать квалификацию учителей посредством аттестации, проблемных курсов, дистанционного обучения;

8.совершенствовать педагогическое мастерство посредством участия в профессиональных конкурсах, интернет - викторинах, олимпиадах.

9. запланировать в следующем году методическую неделю.

 

На итоговом заседании МО были определены задачи на 2018-2019 учебный год:

 

 

-продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования;

-способствовать укреплению здоровья младших школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий;

-организовать деятельность по оказанию психолого -педагогической поддержки, отслеживания динамики качества образования;

-продолжить работу по созданию единой информационно – образовательной среды в учебном заведении;

-стремиться использовать интерактивные  методы, современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные, позволяющие повысить эффективность уроков;

-формировать  у младших школьников потребность к осознанному нравственному поведению;

-развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, прививать интерес к знаниям;

-наметить пути устранения пробелов в УУД обучающихся с целью повышения качества образования;

-спланировать работу  с  одаренными детьми, способствовать развитию их творческого потенциала.

- совершенствовать работу по обобщению передового педагогического опыта, обмену опытом между коллегами.

 

    

Направления работы МО учителей начальных классов :

 

Информационная деятельность:

* Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

* Продолжить знакомство с ФГОС начального общего образования.

* Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

 

Организационная и учебно - воспитательная деятельность:

* Заседания методического совета.

* Изучение нормативной и методической документации по вопросам  образования.

* Отбор содержания и составление учебных программ.

* Утверждение индивидуальных программ по предметам.

* Взаимопосещение уроков  учителями с последующим самоанализом  достигнутых результатов.

* Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена  опытом.

* Организация и проведение предметных недель в школе.

* Организация и проведение  предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

* Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

* Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.

* Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

* Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.

* Сохранять и укреплять здоровье обучающихся  и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

 

Аналитическая деятельность:

* Анализ методической деятельности  в  учебном  году  и планирование  следующий учебный год.

* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

 

Методическая деятельность:

* Методическое сопровождение преподавания по новым  образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.

* Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.

* Совершенствование  методического уровня педагогов в овладении  новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя.  Внедрение  в практику  работы всех учителей  МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы

* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

* Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового  педагогического опыта в различных формах;

* Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;

* Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов;   ознакомление с методическими разработками различных авторов.

* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.

 

Ожидаемые результаты работы:

* Рост качества знаний обучающихся.

* Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

 

 

План работы по основным  направлениям деятельности:

                                   1. Информационное обеспечение. Работа с документами.

 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Составление календарно-тематических программ по предметам, кружкам.

август

Учителя МО

2

Составление текстов олимпиадных работ.

сентябрь

 

Руководитель МО Учителя МО

3

Отчет об участии учащихся в школьных предметных олимпиадах.

в течение года

4

Знакомство с новинками методической литературой.

в течение года

Учителя МО

       

 

                                         2. Научно-методическая и экспериментальная работа.

 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

ответственные

1

Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий,  позволяющих переосмыслить содержание урока  с целью формирования основных компетентностей  у  учащихся.

в течение года

Учителя МО

2

Взаимное  посещение уроков.

в течение года

3

Проведение открытых  уроков учителей МО

в течение года

4

Участие учителей МО в муниципальных, региональных конкурсах, Всероссийских конкурсах

в течение года

 

                          

 

                                              3. Диагностическое обеспечение. 

 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Утверждение рабочих программ.

август

Руководитель МО

2

Контрольное тестирование по проверке знаний учащихся 4 класса (проверка степени готовности выпускников начальной школы к переходу в среднее звено)

в течение года

Учителя МО

3

Проведение и анализ  итогового контроля по предметам

май

 

 

 

                                                     4. Работа с обучающимися.

 

№/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Организация и проведение предметных  олимпиад

в течение года

Учителя МО Руководитель МО

2

Организация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах

в течение года

3

Организация и проведение предметной недели начальных классов

в течение года.

 

 

 

                                                       Тематика заседаний МО 2018-2019 учебный год

 

Мероприятия

Срок

Ответственный

 

 

 

1.

ТЕМА: Нормативно-правовые документы

1.Анализ работы МО за 2017-2018 уч.год. Задачи на 2018-2019 уч.год.

2.Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в 2018-2019 уч году.

3.Продолжить изучение Федерального государственного образовательного  стандарта

4.Единства требований в обучении: соблюдение и выполнение единого орфографического режима; соблюдение норм оценок; дозировка классной и домашней работы, дифференцированный подход к домашнему заданию; нормирование количества контрольных работ.

5. Требование по ведению классных журналов.

6. Контроль и критерии оценивания учебных достижений учащихся.

7.Утверждение  тем самообразования.

8. Составление заданий для олимпиад по предметам 1 тура.

9.План работы с одарёнными детьми: участие в международных олимпиадах, конкурсах (Русский медвежонок», « Кенгуру» и т. д.)

10. Организация  сотрудничества между начальной школой и детсадом, между средней школой  и начальной школой.

 

 

август

 

 

 

 

Фёдорова Г. А.

зам.директора по учебной работе

 

Распутько Л. Ф.

2

 

ТЕМА: « Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

1.Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.

2.Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС.

3.Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС.

4.Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое  портфолио).

Практическая часть

Просмотр и анализ открытых уроков.

Соблюдение единых орфографических норм. Работа с ученическими тетрадями, дневниками.

Анализ техники чтения и входных контрольных работ 2-4 классах

 

 

октябрь

 

 

 

Смирнова И. В.

Анищенкова Е.Ф.

Чеботарёва И. А.

Яровая Л.С.

Овчинкина Е.П

Распутько Л.Ф.

3

ТЕМА: «Системно-деятельностный подход  к обучению младших школьников по новым образовательным стандартам»

1.Понятие о  деятельностном  методе  обучения. Система  дидактических принципов.Особенности  основных компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе.

2. Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников   (из опыта работы).

3. Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения:

 Структура уроков введения нового знания в логике системно-деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков.

4. Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

5 Адаптация первоклассников в школе. Итоги  диагностики адаптационных процессов у учащихся 5 классов.

Практическая часть

Подведение итогов олимпиад 1 тура.

Подведение итогов предметных недель. ( по плану школы)

Подведение итогов контрольных работ по предметам и техники чтения  за 1 полугодие.

Просмотр и анализ открытых уроков

январь

 

.

Все учителя.

Смирнова И.В.

 

Яровая Л.С.

 

Чеблтарева И.А.

Овчинкина Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фёдорова Г. А.

 

4

ТЕМА: «. Формирование  учебной деятельности учащихся через систему тестовых и диагностических заданий»

1Круглый стол. Обмен мнениями по указанной теме. Методические копилки.

2.Самоконтроль и самооценка в начальной школе.

3.Формирование учебной деятельности через тестовые задания.

4 Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы

5.Работа с одарёнными детьми и слабоуспевающими учащимися.

Практическая часть

Согласование текстов комплексной  работы

Отчёт аттестуемых учителей

Итоги участия в международных олимпиадах и конкурсах

Работа с дневниками, тетрадями учащихся.

март

 

.

Все учителя.

 

 

 

Учителя 4 классов.

Распутько Л.Ф.

5

ТЕМА: « Требования к выпускникам начальной школы на современном этапе  в реализации ФГОС»

1. Круглый стол. Обмен мнениями по теме.

2. Обсуждение модели  современного школьника  на примере выпускников 4-ых классов.

1.Анализ работы МО за год. и задачи на новый учебный год.

2.Итоги внеурочной деятельности.

4.Итоги  и анализ ВПР  в 2, 4 классе

5.Итоги комплексных  контрольных  работ, техника чтения.

6.Контроль выполнения учебных программ.

7.Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности .

 Практическая часть

Вовлечение детей в летнюю оздоровительную компанию

 

 

май

 

Все чуителя.

 

 

Фёдорова Г. А.

 

 

 

                                      

 

                                                                    Темы  самообразование учителей

 

 

Ф.И.О. учителя

Индивидуальная методическая тема

Форма отчёта

1

Распутько л. Ф.

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

презентация

2

Анищенкова Е. Ф.

« Проектная деятельность- основа развития творческих способностей младших школьников»

презентация

3

Яровая Л. С.

« Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников»

презентация

4

Смирнова И. В.

 « Игровые моменты на уроках как средство повышения качества знания»

выступление

5

Чеботарёва И. А.

Проектная деятельность как средство формирования УУД

 выступление

6

Овчинкина Е.П.

« Развитие творческих способностей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС»

выступление

 

 

Состав МО

РаспутькоЛ.Ф.
Анищенков Л.Ф.
Яровая Л.С.
Смирнова И.В.
Чеботарёва И.А.
Овчинкина Е.П.

 

...